Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МУЗЫЧНЫЯ ПАЛЬЧЫКАВЫЯ ГУЛЬНІ ДЛЯ ДЗЯЦЕЙ

Дата: 8 февраля 2018 в 16:27
Автор: Ермак Л. А.

О музыкальных пальчиковых играх

Одним из главных условий реализации художественно-эстетического развития в УДО является создание оптимальной среды для формирования у детей социально-нормативных возрастных характеристик через активное задействование ведущего вида непосредственной деятельности дошкольников – игры. 
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно – к жанру музыкальной пальчиковой игры. 

Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии. 
Использование в педагогической практике музыкальных пальчиковых игр опирается на определённые принципы и методы: прежде всего, это направленность на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного музицирования вызывает эмоциональный отклик у детей, развивает мышление и фантазию. Перед игрой необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, что позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения. 
Учитывая, что объём детского внимания невелик, важно помнить о принципе доступности материала: лаконичные песенки-игры с ясной формой, запоминающейся мелодией в удобном диапазоне способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определённый характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно подобрать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка. В перспективе хотелось бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс придумывания движений и интонаций. 
Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает выразительность подачи материала: многообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, и яркое художественное исполнение песни. Процесс может сопровождаться показом ярких иллюстраций. К примеру, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленное и демонстрируемое с помощью проектора на большой экран. Также большой интерес дошкольников вызывает процесс коммуникации с персонажем кукольного или пальчикового театра. 
 
1. Пальчиковая игра «Коза и козлята»: исходное положение рук – кисти сомкнуты, пальцы направлены вверх в разомкнутом положении, как будто держат большой мяч. 
Жила-была Коза, и было у неё семеро козлят. Однажды отправилась мама Коза на работу, на лужок пастись и поёт козляткам-ребяткам: 
«Козлятушки-ребятушки, 
Я на луг пойду, молочка принесу! 
Закрывайте дверцы серебряные: 
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (по очереди соединяем подушечки 
Четыре - дверца, пять – дверца… пальцев, начиная с мизинцев)
Все дверцы закрыли?
Закрывайте замки золочёные: 
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (по очереди перекрещиваем Четыре – замочек, пять – замочек… пальцы, сжимаем в «замок»)
Все замочки закрыли?»
Проверим – крепок ли замок? Крепок! (пытаемся «разжать замок»)
Целый день мамочка Коза работала, вечером приходит домой и поёт козляткам-ребяткам: 
«Козлятушки-ребятушки, 
Я домой пришла, молочка принесла! 
Открывайте замки золочёные: 
Раз – замочек, два - замочек, три - замочек, (разжимаем пальцы, снова 
Четыре – замочек, пять – замочек… соединяем их подушечки)
Все замочки открыли?
Открывайте дверцы серебряные: 
Раз - дверца, два - дверца, три - дверца, (разъединяем пальчики, возвращаем 
Четыре - дверца, пять – дверца… в исходное положение)
Все дверцы открыли?» 
Зашла мама Коза домой, напоила козляток-ребяток молочком, и начали они от радости плясать:
«Три-татошки, три-тата, («бегаем» пальцами правой руки по ладони левой, 
Вышла кошка за кота, затем наоборот)
За кота-котовича, 
За Петра Петровича!» 
Вот какая сказка! (развели руки в стороны) 


2. Пальчиковая игра «Котенька-коток»: исходное положение рук – кулачки прижаты друг к другу таким образом, что большие пальцы находятся сверху, а мизинцы – снизу. 
Котя – котенька - коток, 
Котя – серенький хвосток. (достаём мизинчики и соединяем их подушечки, подучается «хвостик»)
Лапочки-подушки, (хлопки «мягкими ладонями»)
Ушки на макушке. (кулачки сжаты, достаём и вытягиваем указательные пальцы)
Как услышат мышку, (поворачиваем «мордочку» вправо-влево) 
Мышку-шалунишку. 
Превратятся лапки (сжимаем и разжимаем пальчики - «коготки») 
В коготки – царапки. 
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали») 
Мышка, мышка, не шурши, (легко гладим ладошки друг об друга)
Котя- котик, не спеши… (замерли)
Цап-царап! Цап-царап! («ловим мышку»)
Ам! (сжимаем ладони, «поймали») 
Давайте посмотрим, все ли мышку поймали? (заглядываем в ладошки) 


3. Пальчиковая игра «Журавель и лягушата»: исходное положение – пальцы вытянуты в разные стороны («как длинные ноги у журавля»), ладошки должны ощущать «растяжение». 
Повадился журавель, журавель (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы 
ударяют 3 раза, затем снова большие 3 раза)
На болото каждый день, каждый день. (повторение движений)
Длинным клювом «щёлк-щёлк» (складываем ладошки в форме «клюва», открываем и закрываем) 
В лягушатах знает толк! (ручки сжимаем в кулачки и показываем большие пальцы) 
/возвращаемся к исходному положению, но теперь пальцы согнуты, «как лягушачьи лапки»/
Пять весёлых лягушат (начиная с больших пальцев по очереди соединяем подушечки, мизинцы 
ударяют 3 раза)
Быстро спрятаться спешат. (повторение движений) 
Раз – под кочку, два – под кочку, (поочерёдно «прячем» пальчики в кулачок, начиная с больших)
Три – под кочку, четыре, пять! 
Вот и нету лягушат. 
/складываем руки в «бинокль» и смотрим/
Все лягушата спрятались? Ну-ка, посмотрим внимательно! 


О музыкальных пальчиковых играх можно говорить, как об универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания детей. Практика показывает, что их можно успешно использовать в музыкальной деятельности детей на протяжении всего их дошкольного детства. 
Пальчиковые игры интересны ещё и с точки зрения духовного наследия нашей национальной культуры. Они помогают оценить педагогический опыт белорусского народа, интуитивно определившего роль взаимозависимости развития речи и пальцевой моторики и невербального общения в деятельности ребёнка, так как генетически восходят к жанру русской потешки («пестушки»), которая представляет собой забаву взрослых с маленькими детьми с использованием разнообразных движений пальцев, рук, ног ребёнка и взрослого. С помощью потешек наши предки формировали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной деятельности, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали ребёнку урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.